Положение о рейтинговой системе при проведении горно-геологического аудита запасов твердых полезных ископаемых в целях подготовки публичной отчетности в соответствии с Кодексом НАЭН
Положение о рейтинговой системе при проведении горно-геологического аудита запасов твердых полезных ископаемых в целях подготовки публичной отчетности в соответствии с Кодексом НАЭН
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положением о рейтинговой системе оценки организаций осуществляющих горно-геологический аудит и подготавливающих публичную отчетность о запасах твердых полезных ископаемых (ТПИ) в соответствии с Кодексом НАЭН (далее - Положение), регулируются отношения в сфере определения и последующего ведения рейтинга организации (эксперта с правом подписи компетентного лица - ЭКЛ), возникающие между АООН «НАЭН» и независимой профильной организацией, осуществляющей анализ и оценку в сфере недропользования, закрепляются основные понятия, устанавливаются основополагающие принципы и порядок участия в системе рейтинговой оценки, определяется круг прав и обязанностей участников и реестродержателя.
1.2. Рейтинг ведется по профессиональным направлениям деятельности организации (ЭКЛ) и включает анализ и оценку качества выполненных работ:
• проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых, в том числе по международным стандартам;
• материалов по обоснованию рентабельной полноты извлечения запасов из недр и нормативы потерь ТПИ при подготовке годовых планов развития горных работ;
• материалов по обоснованию отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным и нормативов содержаний полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства;
• консалтинга по подсчету и оценке запасов, разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) разведочных кондиций для подсчета запасов ТПИ, а также Отчетов с подсчетом запасов ТПИ;
• ведению или сопровождению геологоразведочных, исследовательских или изыскательских работ, в том числе QA/QC, ESIA и др.;
• консалтинга по подготовке: проектов поисково-оценочных и геологоразведочных работ; ТЭО разведочных кондиций; отчетов с подсчетом и оценке запасов; разработке технических проектов (в т.ч. проектов ОПР, технологических схем первичной переработки, проектов ОВОС, проектов ликвидации и консервации); планов развития горных работ;
• горно-геологического, инженерно-технического и экономического аудита проектов;
• геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений.
1.3. Настоящее Положение распространяет свое действие на отношения, возникающие между АООН «НАЭН» и независимой профильной организацией.
1.4. Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1, Приказом Минфина России от 09.03.2017 N 33н (ред. от 18.02.2022) "Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня сопутствующих аудиту услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.05.2017 N 46643), Приложением к приказу Минфина РФ от 09.03.2017 N 33н, иными нормативно-правовыми актами.
1.5. Настоящее Положение вводится в действие приказом Директора АООН «НАЭН» и действует до момента внесения изменений или отмены.
2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Для целей настоящего Положения принимаются следующие термины и определения:
Рейтинговая система НАЭН (далее РС) –
процедура, результатом которой является определение соответствия и оценка качественных показателей независимой профильной организации, требованиям АООН «НАЭН» в части компетентности в сфере анализа и оценки в области недропользования, уровня организации, а также ее экспертов и специалистов для включения в перечень рейтингов предприятий, осуществляющих данный вид услуг и выдачей подтверждающего документа - выписки из рейтингового листа.
Организация участник РС – независимая профильная организация в области горно-геологического аудита, заключившая соглашение и прошедшая все необходимые процедуры по участию в РС в порядке, предусмотренном настоящим Положением;
Рейтинг экспертов – определение уровня профессиональных знаний специалистов, осуществляющих анализ и оценку в сфере недропользования, подтверждаемых национальным профильным объединением (ОЭРН) в установленной форме;
Эксперт с правом подписи компетентного лица (ЭКЛ) – эксперт, прошедший в установленном порядке аттестацию совместной комиссии АООН «НАЭН»/МОО «ОЭРН» и получивший соответствующее свидетельство;
Предварительный рейтинг – индикативный балл, подтверждающий временные полномочия организации в установленной сфере деятельности до проведения полной процедуры анализа материалов и работы данной организации;
заявка на участие в РС – заявление организации о включении в РС и прилагаемый к нему комплект документов, предусмотренный Приложением № 1 к настоящему Положению;
Рейтинговая комиссия – коллегиальный орган, создаваемый АООН «НАЭН» для принятия решений по рейтинговой оценке, в том числе включению/исключению из рейтингового реестра;
Независимая профильная организация (далее Организация) – юридическое лицо, созданное и зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из направлений деятельности которого является проведение анализа и оценки в сфере недропользования;
Рецензирование – анализ и оценка информации о недрах и их разработке, а также информации об участках недр, предполагаемых для использования в целях, не связанных с добычей минерального сырья, требующий специальных знаний и высокой квалификации экспертов, результатом которого является мотивированное заключение (рецензия) с оценкой оптимальности принимаемых решений и их соответствия принципам рационального и комплексного использования полезных ископаемых и природных ресурсов;
Выписка из реестра рейтингов – документ, подтверждающий полномочия и место организации в установленной сфере деятельности, ее соответствие требованиям и обязательствам настоящего Положения;
Независимый профильный специалист (Эксперт) – физическое лицо, имеющее законченное высшее образование, обладающее научными и практическими знаниями по геологии, в областях методики разведки, подсчета/оценки запасов и ресурсов, разработки месторождений полезных ископаемых и других областях изучения и использования недр и природных ресурсов, в объеме, необходимом для выполнения высококвалифицированного рецензирования по рассматриваемым вопросам в сфере недропользования.
3. ПОРЯДОК УЧАСТИЯ
3.1. Для включения в реестр РС Организация предоставляет следующие документы:
• заявление на участие в РС АООН «НАЭН» (Приложение № 1 настоящего Положения);
• договор АООН «НАЭН» и независимой профильной организации по оценке выполненных работ (Приложение № 1/1 к Приложению № 1 настоящего Положения);
• рекомендации соответствующих органов: территориального отделения (центральной комиссии) ЦКР Роснедра, территориального органа Агентства по недропользованию Роснедра (в случае их наличия)
3.2. При соответствии представленных документов требованиям к приему в РС АООН «НАЭН» организация заключает договор с АООН «НАЭН» на оказание услуг по ведению реестра на основе анализа и оценки выполненных работ и подает заявку в соответствии с Приложением № 1/1 к Приложению № 1 настоящего Положения на своем фирменном бланке.
3.3. Заявка рассматривается рейтинговой комиссией в течение 15 календарных дней после исполнения обязательств, указанных в условиях договора.
3.4. По результатам рассмотрения материалов, принимается решение о присвоении предварительного рейтинга или об отказе включения организации в РС, оформляемое Протоколом заседания рейтингового комиссии.
3.5. В случае принятия рейтинговой комиссией положительного решения о включении в реестр РС оформляется приказ Директора АООН «НАЭН», и присваивается временный рейтинг организации, который действует до определения квалификационного рейтинга на основании анализа проведенных организацией профильных работ.
3.6. Решение о подтверждении (изменении) квалификационного рейтинга в реестре РС оформляется соответствующим документом рейтингового комитета и обновляется не реже одного раза в 6 месяцев.
3.7. При необходимости рейтинговая комиссия принимает решение о продлении Временного рейтинга.
3.8 Действие временного рейтинга исчисляется со дня принятия положительного решения комиссией.
3.9. В случае, если Организация не исполняет или ненадлежащим образом исполняет условия и обязанности, предусмотренные настоящим Положением, рейтинговая комиссия имеет право аннулировать участие в реестре РС в следующем порядке:
3.9.1. В течение пяти календарных дней с момента выявления нарушения Организации направляется уведомление с требованием об устранении нарушения.
3.9.2. В случае, если в указанные в уведомлении сроки нарушение не было устранено, комиссия может принять решение об исключении Организации из реестра РС.
3.10. Исключение из реестра может являться основанием для отказа в повторном участии организации в реестре РС.
3.11. В случае принятия решения об исключении из реестра РС, организации выдается письменный мотивированный отказ.
4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
4.1. Права и обязанности организаций участников листинга РС:
4.1.1. Организация имеет право: в порядке, предусмотренном настоящим Положением и иными нормативными актами АООН «НАЭН»:
• подавать и получать документы, а также предоставлять и получать информацию, касающуюся ее текущего рейтинга;
• представить любые дополнительные документы, которые подтверждают ее компетентность в сфере деятельности и служат целям повышения рейтинговой оценки;
• в случае отказа в участии в РС получить письменный мотивированный отказ;
• в случае выполнения и соблюдения всех требований, установленных АООН «НАЭН», участвовать в листинге РС;
• в случае принятия рейтинговой комиссией решения о включении в листинг РС получить соответствующую выписку.
4.1.2. Организация обязана:
• для получения статуса организации участника листинга РС иметь в штате не менее 4 (четырёх) аттестованных МОО «ОЭРН» экспертов, в том числе не менее двух экспертов с правом подписи отчетов в качестве Компетентного лица с соответствующими сертификатами АООН «НАЭН»/МОО «ОЭРН»;
• гарантировать, что ни один из учредителей организации не является аффилированным лицом органов или организаций, наделенных административно-правовыми полномочиями в сфере недропользования;
• гарантировать что организация и её эксперты не являются аффилированными с недропользователями или производителями оборудования;
• строго соблюдать федеральные стандарты, а также стандарты организации аудиторов, не имея с проверяемыми и оцениваемыми предприятиями никаких имущественных или личных интересов;
• быть свободной от предвзятости и не допускать фактов, способных скомпрометировать ее;
• отказаться от оказания аудиторских/оценочных/аналитических/консалтинговых услуг при наличии обстоятельств, препятствующих независимости;
• ставить принцип независимости и добросовестности суждений во главу деятельности при анализе, оценке и аудите предприятий;
• соблюдать антикоррупционное законодательство;
• продвигать ценности АООН «НАЭН» и поддерживать цели Кодекса НАЭН;
• рассматривать достаточное количество объектов недропользования для обеспечения рентабельной работы в рейтингуемой деятельности;
• соблюдать требования Меморандума о взаимодействии (Приложение № 1/3 к Приложению № 1 настоящего Положения);
• соблюдать требования законодательства, учредительных документов и нормативных актов АООН «НАЭН», проводить рецензирование и консалтинг строго в соответствии с разработанными АООН «НАЭН» кодексом, стандартами и положениями, а также другими действующими нормативными документами;
• своевременно по требованию АООН «НАЭН» подавать и получать документы, а также предоставлять информацию, связанную с деятельностью РС;
• своевременно и в полном объёме оплачивать услугу по анализу выполненных работ, учитываемых в реестре РС;
• исполнять требования комиссии РС, касающиеся ведения реестра;
• соблюдать правила обращения с конфиденциальной информацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, если получаемая или передаваемая экспертной организации информация носит конфиденциальный характер.
4.1.3. Организация не вправе:
• Занимать какую-либо позицию к оценке или оценивать государственных служащих, государственные органы и правительство Российской Федерации, а также их деятельность;
• при проведении процедуры по участию в листинге РС действовать во вред АООН «НАЭН», причинять ущерб его деловой репутации, создавать препятствия для полного и объективного рассмотрения поданной им заявки;
• предоставлять подложные документы и информацию, не соответствующую действительности.
4.2. Права и обязанности АООН «НАЭН»
4.2.1. АООН «НАЭН» имеет право:
• затребовать от организаций участников (подавших заявку на участие) реестра РС дополнительные документы и информацию;
• осуществлять проверку представленных документов и информации;
• получать оплату за услугу по анализу выполненных работ, учитываемых в реестре РС;
• аннулировать участие в реестре РС, в случае нарушения требований и обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, на основании решения рейтинговой комиссии.
4.2.2. АООН «НАЭН» обязано:
• обеспечить независимость рейтинговой комиссии;
• принимать заявки организаций на участие в реестре РС;
• проводить проверку заявок на участие и иных представленных документов на предмет соответствия их законодательству Российской Федерации и нормативным актам АООН «НАЭН»;
• в случае соответствия организации всем требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормативными актами АООН «НАЭН», а также положительного решения рейтинговой комиссии, включить в листинг РС с соответствующим решениям рейтингом;
• в случае принятия положительного решения рейтинговой комиссией выдать организации соответствующую выписку;
• в случае принятия рейтинговой комиссией решения об отказе во включении в реестр РС, выдать организации письменный мотивированный отказ.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. Ответственность за утверждение, введение в действие и отмену настоящего Положения несёт директор АООН «НАЭН».
5.2. Ответственность за соблюдение, внесение изменений и дополнений в настоящее Положение несет уполномоченный сотрудник отдела правовой и кадровой работы АООН «НАЭН» а также члены рейтинговой комиссии в рамках их полномочий.
5.3. Ответственность за соблюдение требований настоящего Положения несут пользователи настоящего Положения.
5.4. Ответственность за предоставление настоящего Положения пользователям несет начальник отдела по работе с регионами АООН «НАЭН».
6. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
6.1. Предложения по внесению изменений и дополнений в содержание настоящего Положения может внести любой пользователь, участвующий в разработке, проверке и утверждении настоящего Положения и/или использующий его при выполнении своих должностных обязанностей.
6.2. Вносимые предложения оформляются в письменном виде и передаются директору АООН «НАЭН», который направляет их в рейтинговую комиссию для выработки квалифицированного решения, в случае целесообразности внедрения предлагаемой процедуры.
6.3. Изменения и дополнения в настоящее Положение представляются уполномоченным ответственным сотрудником отдела правовой и кадровой работы АООН «НАЭН» и вносятся директором организации.